Батони


Батони
, Помпео Джироламо (Batoni, Pompeo Girolamo) 1708, Лукка — 1787, Рим. Итальянский живописец. Мастер римской школы. Учился у Дж. Д. Ломбарди и Д. Бруджери в Лукке, а затем в Риме (1729—1732) у С. Конки и А. Мазуччи. Работал главным образом в Риме (1738—1786), а также в Лукке, Милане, Брешии. Известен как автор алтарных образов, аллегорий, произведений на сюжеты из античной мифологии и истории. Главную известность получил как портретист, выполнявший заказы европейской знати. С 1741 — почетный член римской Академии Св. Луки, в 1780—1786 возглавлял класс рисунка с натуры в Академии рисунка на Капитолии. Став последователем эстетических идей И. И. Винкельмана, сблизившись с Менгсом, наиболее ярко выразил в Риме тенденции "нового классического стиля". Винкельман назвал Батони "одним из лучших мастеров своего времени". В произведениях Батони раннего периода (1732—1755) на религиозные сюжеты (Экстаз св. Екатерины, 1743, Лукка, церковь Санта Катарина; Падение Симона Мага, 1740-е, Рим, церковь Санта Мария дельи Анджели; Св. Филиппо Нери, поклоняющийся Мадонне, 1743, Рим, частное собрание), в полотнах на аллегорические темы (Архитектура, Скульптура, Живопись, ок. 1740, Рим, частное собрание; Сладострастие, 1747, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) тщательный и суховатый отбор деталей, грациозная элегантность рисунка, яркие холодные красочные тона, серебрящиеся в потоке ровного, без контрастов света, свидетельствуют о влиянии живописной традиции мастеров болонской школы, чьи произведения художник копировал в Риме. В полной утонченного археологизма среде Вечного города в 1740—1760-е Батони увлекали сюжеты из античной и библейской истории, мифологии. В картинах Бегство из Трои (ок. 1750, Турин, галерея Сабауда), Суд Соломона (ок. 1740, Милан, частное собрание), Ахилл при дворе Ликомеда (1750—1760, Флоренция, галерея Уффици) характерные для римской живописи позднего барокко бурное смятение фигур, окутанных ровным светом, оттенок мелодраматизма в передаче эмоциональных состояний персонажей, излишняя обстоятельность повествования в духе К. Маратти указывают на приверженность Батони римской академической традиции с ее компромиссным усвоением стилистики различных художественных направлений. Эти черты характерны и для произведений Батони позднего периода (Великодушие Сципиона Африканского, 1771, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Клеопатра, демонстрирующая Августу бюст Цезаря, 1773, Дижон, Музей; Агарь в пустыне, 1776, Турин, галерея Сабауда). В 1755—1786 Батони работал преимущественно как портретист, придав этому жанру в Риме статус одного из ведущих. Портретам Батони, в которых он пытался соединить черты барочной парадной композиции и элементы "нового классического стиля", присущи большая тональная изысканность и разнообразие, чем его религиозным и историческим композициям. Существенную роль в интересе художника к портрету сыграло его знакомство с А. Р. Менгсом. В 1761 он вместе с другими работавшими в Риме живописцами принял участие в росписях виллы Альбани, осуществлявшихся под руководством немецкого художника. В принесших Батони известность портретах знатных европейских заказчиков — Граф Разумовский (1766), Император Иосиф II с братом, великим герцогом Леопольдом (1769, оба — Вена, Музей истории искусства), Граф Содерини (1772, Тарквиния, Нац. галерея), совершавших "Grand tour" в Рим элегантных англичан (Сэр Джон Степлз, 1773, Рим, Музей Рима; Сэр Т. У. Кук, 1774, Англия, частное собрание) — изящные, чуть вытянутые в духе портретов Менгса фигуры портретируемых изображены на фоне пейзажа Кампаньи или в интерьере; их обязательным дополнением являются колонны, саркофаги, вазы, рельефы как живые свидетельства антикомании, охватившей круги просвещенной европейской знати 2-й половины XVIII в. Позам моделей нередко придано сходство с известными античными скульптурами, как, например, в Портрете графа Вюртембергского (1754, Штутгарт, Гос. художественная галерея), где заказчик представлен в позе Геракла Фарнезе. Особое место в творчестве художника занимают автопортреты, созданные в 1760—1770-е (1765, Мюнхен, Старая пинакотека; нач. 1770-х, Рим, Академия Св. Луки; 1772, частное собрание). Эти работы менее живописно и композиционно утонченны, чем официальные портреты, но в них значительнее трактовка внутреннего состояния человека, отчетливо просматривается приоритет портретной традиции старой итальянской школы, восходящей к работам М. Бенефьяла, Ф. Тревизани. Копирование портретов Батони входило в обязательную программу академического обучения молодых живописцев в Риме. Именно портреты Батони оказали влияние на европейскую живопись последней четверти XVIII — начала XIX в., став, как и произведения А. Р. Менгса, своего рода эталоном неоклассицистического портрета.
Лит.: Фомичева Т. Картины Помпео Батони в собрании Эрмитажа // Труды Государственного Эрмитажа. М., 1956; Федотова Е. Батони. М., 2002; Boni A. Elogio di Pompeo Girolamo Batoni. Roma, 1727; Zucconi A. Tre tele di Pompeo Batoni nel Musep Puschin di Mosca. Lucca, 1964; Pompeo Batoni. Catalogo della Mostra. A cura di I. Belli Barsali, Lucca, 1967.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Батони" в других словарях:

  • Батони — (обращение)  титул помещика, а впоследствии  обращение «господин» в грузинском языке. Фамилия Батони  фамилия. Известные носители: Батони, Помпео Батони, Помпео Джироламо …   Википедия

  • Батони — Помпео Джирламо итальянский живописец, род. 5 февраля 1708 г. в Лукке, ученик Конки и Мазуччи. Возведенный Иосифом II в дворянское достоинство, он умер 4 февраля 1787 г. в Риме. Воспитавшись на антиках и творениях Рафаэля, он сначала пытался… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Батони, Помпео Джироламо — Экстаз святой Екатерины Сиенской …   Википедия

  • Батони (обращение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Батони. Батони (груз. ბატონი)  грузинское слово со значением «господин», «владелец». Известно с XV века, более ранняя форма патрони (груз. პატრონი). В феодальной иерархии означало сюзерена,… …   Википедия

  • Батони Помпео — …   Википедия

  • Помпео Батони — Экстаз святой Екатерины Сиенской Батони (Баттони), Помпео Джироламо (итал. Pompeo Girolamo Batoni (Battoni)) (1708, Лукка – 1787, Рим) – итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Содержание 1 Биог …   Википедия

  • Помпео Джироламо Батони — Экстаз святой Екатерины Сиенской Батони (Баттони), Помпео Джироламо (итал. Pompeo Girolamo Batoni (Battoni)) (1708, Лукка – 1787, Рим) – итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Содержание 1 Биог …   Википедия

  • МИНДОРТ БАТОНИ — (букв. «властелин полей»), в грузинской мифологии покровитель полей и дикорастущих цветов. У М. Б. есть красавица дочь (владычица полей), которая так легка, что ходит по цветам; она питается цветочной пыльцой и пьёт цветочный сок. По народным… …   Энциклопедия мифологии

  • Поцци — Стефано (Pozzi, Stefano) 1699, Рим 1768, Рим. Итальянский живописец. Родился в семье мастера серебряных дел Дж. Поцци из Бергамо, работавшего по заказам кардинала А. Альбани, изображенного на одной из карикатур П. Л. Гецци. Художниками были три… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Мухранская крепость — План Мухранской крепости Мухранская крепость (груз. მუხრანის ციხე) крепость в Грузии, в Мухра …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Батони» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.